О методике
Полноценный курс рассчитан на период от восьми месяцев до года. Сначала нитенсивный курс. Это 10-12 занятий (по три-шесть часов). Далее семь микрокурсов. Первый микрокурс через одну-две недели после интенсивного курса. Он включает два занятия. Последующие микрокурсы организуются один раз в месяц. продолжаются они дав или три дня. Занятия групповые. Запись в группы после консультаии. Иногородние зачисляются в группу только в том случае, если смогут присутствовать в течение года.
Ключевым моментом метода профессора Л.З. Арутюнян является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Рука не отвлекает от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускает речь, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм речи и даже помогает восстановить нарушенную у заикающихся интонацию. Благодаря руке новая речи становится как бы источником спокойствия.
Работа начинается с режима молчания. Такой режим длится несколько дней. Это время необходимо для обучения новым речевым навыкам. С помощью руки ученики уже через несколько занятий начинают говорить без заикания, но темп речи пока медленный. До лечения многих пугает медленный темп речи на начальном этапе, но научившись правильно говорить с рукой, ученики воспринимают его уже не как наказание, а как награду, т.к. испытывают во время говорения удивительную легкость и спокойствие. Теперь не нужны уловки и нет навязчивых мыслей. Они наконец понимают, что говорить – это все равно, что дышать.
А работа продолжается, и речь быстро выносится из логопедического кабинета. Начинаются тренировки нового речевого навыка в условиях реального общения. Эти речевые тренировки занимают важное место в терапии заикания.
Мы задаем вопросы на улицах, в магазинах; везде, где раньше было трудно, встречаемся и знакомимся с разными людьми, выступаем в разных аудиториях. Эти тренировки помогают не только победить заикание, но и лучше узнать себя и других, стать сильнее и увереннее. Теперь ученики с каждым днем все больше убеждаются, что они могут говорить без заикания всегда и везде независимо от ситуации.
Исправлять заикание, заикаясь, практически невозможно. Заикание – это что-то вроде привычки, когда выучил неверные речевые правила. Навык заикливой речи такой устойчивый, что если рядом с ним появятся ростки новой здоровой речи, они вероятнее всего не сумеют выжить. Поэтому новую речь необходимо буквально зазубрить дома и вразличных эмоционально-стрессовых ситуациях, и тогда выученный рефлекс тревоги навсегда заменится рефлексом спокойствия. Чтобы случилось именно так, начатую работу надо продолжать и довести до логического завершения. В своем докладе "Мифы о рецидивах заикания" Л. З. Арутюнян определила критерии здоровой речи.
- "Пациент в течение года после окончания лечения не испытывает речевых затруднений.
- Пациент в течение года после окончания леченеия не испытывает страха речи.
- Пациент в течение года после окончания лечения не прибегает к уловкам.
- Речевой процесс связан со спокойствием.
- Сама речь в нормальном темпе многократно опробована во всехъ ранее эмоционально значимых для данного пациента ситуациях.
- Отдельные спазматические задержки, возникающие у него в моменты эмоционального напряжения, как и улюбого нормально говорящего человека, не спровождаются навязчивыми мыслями и т.д".
Метод профессора Л.З. Арутюнян лучший сегодня потому, что он научно обоснован и универсален, т.к. подходит для исправления любого заикания и невротического и неврозоподобного; потому что он позволяет выстроить больше всего защит от заикания., потому что ученики становятся независимыми от логопеда и еще потому что он прост и доступен даже для 4-ех летних малышей.
|
> Это - момент фиксации дефекта. Появляется желание скрыть факт заикания..
|